суббота, 19 марта 2016 г.

Изучаем цвета системно и последовательно или Цвет как помощник в познании

     Настал момент уделить внимание обзору подходов к изучению цветов с детьми. :)
     Цвет рассматривается нами, взрослыми, как основной из критериев, по которым мы ориентируемся и определяем, нормально ли развивается ребёнок, а именно хорошо ли он усваивает сенсорные эталоны. Я уже затрагивала эту тему - "Какой же выбрать метод для изучения цветов с детьми?" Это был обзор методов - средств, которыми воспользовались мы в домашнем обиходе. Акцент был сделан на предметно - развивающей среде и спонтанных играх в этой среде. Среда в данном случае была рассмотрена как стимул, вызывающий у ребёнка  желание активно в ней играть, а запоминание цвета носило непроизвольный характер. Это игры, которые могут носить ежедневный характер, однако, не предусматривающие какой - то строго обозначенной системности. И к этому подходу мы обязательно не раз вернёмся.
     Сегодня я хочу сделать акцент именно на системном подходе. Есть отличные авторские  разработки, которые помогут и взрослому построить тематические занятия - досуги, и детям вникнуть более глубоко с возможностью развития умения классифицировать. 

     Как отмечается, "наиболее ценными являются классификации, основанные на познании законов связи между видами, перехода от одного вида к другому в процессе развития" (Источник). Системы игровых занятий, направленные на изучение цветов, как раз относятся в определённом смысле именно к такой классификации. Более того, не стоит забывать, что цвет мы связываем и с эмоциональным развитием, и с эстетическим воспитанием, и с изучением законов физики и химии, и, в целом, с познанием. Цвет - это часто неотъемлемая составляющая для адаптации к пониманию у детей "невидимых" категорий, например, таких, как эмоции. Доступнее и понятнее посредством сенсорных эталонов. Стоит всегда помнить, что наглядно - образное мышление является ведущим в дошкольном возрасте.

     1. Изучение цвета и опыты вместе с радужными феями

     Как часто мы обращаемся к тому, чтобы осознать, какие возможности нам предоставляет природа? 
     Ольга Астраханцева - это биолог - сказочник. :) В её блоге биология наполняется особым магическим действом, а потому и название такое запоминающееся - "Магия биологии". Через множество красивых метафор и образов, рифм, опытов, интереснейших фактов Ольга знакомит с удивительным миром природы. Однажды этому сказочнику природы пришла в голову мысль: познакомить детей с цветом посредством наблюдения, исследования, эксперимента вместе с радужными феечками. Так появилась на свет целая система интереснейших прогулок, опытов, наблюдений. Рассчитана она на любознательных старших дошкольников (5-7 лет) и младших школьников.

2. Цветовой игротренинг- развитие эмоционально - волевых процессов у детей

   Сразу хочется отметить, что, несмотря комплексный характер программы и проскакивающие психологические термины, она рассчитана на то, что её могут применять как специалисты, так и вдумчивые родители. Она доступна для быстрого понимания, так как часто опирается на образный язык сказки. Направлен цветовой игротренинг на развитие и коррекцию речи, формирование волевых качеств и творческих способностей, гармонизацию эмоционального состояния.
     Автор Надежда Михайловна Погосова, посвятившая много лет работе с детьми в детском саду,  - личность интересная, в чём Вы сможете убедиться в самом начале книги.
     Вот немного из того,  как она описывает свой подход:
     "Занятия по цвету направлены прежде всего на развитие и коррекцию эмоционально - волевых процессов у детей. Основные задачи заключаются в следующем:
    1. Осознание себя как личности, принятие себя и понимание собственно ценности как человека.
  2. Осознание своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности.
     3. Творческая самореализация.
     Решение названных выше задач  и приводит к развитию навыков саморегуляции или, по - другому, к расширению возможности управлять эмоционально - волевыми процессами.
     Осознавать - значит,  чувствовать, что с тобой происходит в данный момент: что ощущает твоё тело, какие эмоции ты испытываешь, о чём думаешь... Поэтому на занятиях по цвету предлагается чувствовать цвет, ощущать, какое настроение он создаёт, какие ассоциации пробуждает... " (Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. - СПб.: Речь, 2007. - с. 11)
      Давайте немного пробежимся по содержанию. Вот, например, синий и оранжевый  цвета:
     ЗАНЯТИЕ №13. СИНИЙ ЦВЕТ
     Вступление................................................................................
     Погружение в цвет.....................................................................
          Упражнение 1. Ощущение цвета........................................
          Упражнение 2. Самое красивое..........................................
          Упражнение 3. Синее стихотворение.................................
          Упражнение 4. Синеет..........................................................
          Упражнение 5. Сливы..........................................................
          Упражнение 6. Синеглазый..................................................
          Упражнение 7. Синяя птица.................................................
          Итог занятия..........................................................................
    Самовыражение в цвете............................................................
    Синие истории и сказки..............................................................
    Дополнительный материал для автоматизации звука "сь".....
    Дополнительный материал к занятию......................................
***
    ЗАНЯТИЕ №6. ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТ
     Вступление..............................................................................
     Погружение в цвет..................................................................
          Упражнение 1. Ощущение цвета......................................
          Упражнение 2. Что умеют предметы................................
          Упражнение 3. Я бы вырезал...........................................
          Упражнение 4. Полёт бабочки..........................................
          Упражнение 5. Лисица.......................................................
          Упражнение 6. Сказка "Рыжий город" (Г. Юдин)..............
          Упражнение 7. Ах, как вкусно!..........................................
          Итог занятия......................................................................
    Самовыражение в цвете.........................................................
    Оранжевые истории и сказки..................................................
    Дополнительный материал для автоматизации звука "р".....
    Дополнительный материал к занятию.....................................

    Что интересно, данный игротренинг, подобно волшебницам природы у Ольги Астраханцевой, так же опирается на образы фей:
       "...- Дорогие феи, - сказала могущественная фея Света,  - вам предстоит нелёгкая работа: осветить своими цветными лучами Землю и сделать её разноцветной, нарядной и радостной. 
         (...)
     Славно потрудились все феи... С той поры преобразилась Земля и расцвела яркими красками, радуя людей пестротой своих роскошных и разноцветных нарядов ".
       В программе Вы найдёте стихи, сказки, истории (в том числе и те, с которыми Вы уже знакомы - а это новый взгляд на их развивающий потенциал) для погружения в цвет, упражнения и игры с психологическим контекстом и обязательно творческую самореализацию, а это танцы, ролевыей игры, сочинение сказок, аппликация, рисование и т.д. Ещё автор обратила внимание на то,  как сама программа, её отдельные штрихи развивались и обогащались. И она считает, что творческий подход к структуре необходим, так как нет двух одинаковых педагогов, так и нет двух одинаковых коллективов детей, не говоря уже о том, что каждый ребёнок - индивидуальность.
      Когда Ольга стала публиковать серию своих наблюдений и опытов, я тут же взяла с полки этот игротренинг. :) Получился отличный тандем!
      Учитывая возможность вариации, занятия можно адаптировать для младших дошкольников (3-5 лет), однако, в большей степени она подходит для старших дошкольников (5-7 лет).

3. "Море ощущений! Цвета" - он - лайн курс по изучению цветов с помощью 5 чувств человека

"Море ощущений! Цвета"
     Не могу обойти вниманием этот проект, так как очень интересна подача и сама концепция. Изучение цветов проходит в творческой, игровой форме, затрагивая все 5 органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Интересный подход к сенсорному развитию с акцентом на изучении цветов. Подробнее о нём Вы можете узнать на странице в он - лайн школе "Учимся играя", где Вы сможете познакомиться и проникнуться доверием к этому проекту.  Возрастной диапазон от 1 года до 5 лет.
     Вы уже, наверно, отметили, что три указанные выше системы могут сложиться в одну расширенную программу: сначала акцент на сенсорном развитии, потом подключаем эмоционально - волевое развитие, совмещая с опытным познанием мира природы. Цвет выступает помощником в познании как внутреннего, так и внешнего миров.
    

4. "Мастерская пана Кисточки"

"Мастерская пана Кисточки"
       Как же можно обойти вниманием искусство при изучении цветов? Нет, совсем нельзя. :)  Проект Марины Андреевой - Доглядной  - уникальный проект, так как в нём живопись сочетается с биологией, географией, музыкой и другими областями развития ребёнка. Подход, как в образовательной системе, строгий, однако, играют мамы с детьми с удовольствием. А в играх рождаются оригинальные идеи - предлагаю познакомиться с одним из отчётов ЗДЕСЬ. Рассчитан проект на детей от 2-х лет.

     В заключении хочу обязательно рекомендовать заглянуть сюда - "Учим цвета вместе с детьми", где Вы сможете найти ориентиры на то, как цвета можно изучать и по системе Глена Домана, и опираясь на технологию замечательного итальянского педагога М. Монтессори, и по методике Ф. Фребеля...
     Как видите, подход к изучению цветов разнообразен. И, конечно, только на этом обзор невозможно остановить. Последовательность и системность - это залог успешности обучения и развития. А спонтанность можно оставить процессам наблюдения, игр и творчества, где цвет, являясь главной целью освоения, сам играет роль отличного помощника в познании окружающей действительности и внутреннего мира.

Екатерина Белова


Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

26 комментариев:

  1. Великолепная подборка "цветного" материала! В он-лайн школе тоже делала занятия по цветам, но их было совсем мало, потому что расчет шел на 1,5 годовалых малышей. Олины феечки меня просто влюбили когда-то))). Нужно познакомиться с книгой Цветовой Игротренинг. Спасибо, Катя!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анют, рада твоему интересу. :) Какое - то время спустя я хочу написать именно о подходах творческих мам, где обязательно и о твоей школе напишу. :) Ах, феи Оли! :))) Мы все в них влюбились. :)

      Удалить
  2. О, как интересно!) инстинктивно я, оказывается, двигалась по дорожке, проторенной Н. Погосовой- всегда мечтала о цветных тематических неделях. Ушла читать книгу. Спасибо)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инстинктивно?... :))) Оксана, Вашей интуиции и знаниям позавидуешь. :) Надеюсь, тренинг найдёт у Вас такой же отклик, как и у меня. :)

      Удалить
  3. Катя, здравствуй!Очень порадовала подборкой материала по изучению цветов! Заинтересовал проект "Море ощущений" нужно изучить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика, спасибо. :) Проект интересный очень! Жаль только, что цена высока... Но что поделать... Родителей, мам это не останавливает. :)

      Удалить
  4. Благодаря Вам, Екатерина Андреевна, познакомилась с онлайн - школой "Учимся играя", нашла для себя много интересного материала! Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Владимировна, приятно, что с моей подачи Вы открыли для себя школу Марии Костюченко - удивительно творческой, вдумчивой мамы и уже скоро дипломированного психолога. :) Она и её команда - это конвейер идей. :)

      Удалить
  5. Хороший обзор, действительно, только системный подход дает нужный результат, а тема цвета, на мой взгляд, неисчерпаема! Спасибо, Екатерина!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, без системности никуда. :))
      Я вот тоже начала писать обзор с целью познакомить с системами изучения цвета с детьми, а потом осознала, как широки возможности применения цвета как помощника в познании -второе название поста возникло уже ближе к концу написания статьи. :)

      Удалить
  6. Катя, спасибо за анонс радужных феечек! Очень приятно!
    Цвет динамичен, он обладает некоторой сезонностью в оттенках: зима, лето, весна, осень.
    Феечки неразрывно связаны с природными сезонными явлениями. Колоритный образ. Грех им не воспользоваться)))
    Объект не изучишь, пока не посмотришь на него с различных точек зрения.
    Спасибо за знакомство с игротренингом Погосовой. Поищу такую книгу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, ну, как я могла обойти то, во что просто влюбилась! :)) Спасибо тебе за твой талант и труд!!! :)

      Удалить
  7. Все способы хороши, но мы выбираем первый!))) фанаты Оли онлайн:)))
    Спасибо тебе за рекомендации, очень пригодятся!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя, :))), кто же сомневался!! :))) Рада, что заглянула. :)

      Удалить
  8. Очень интересно, Екатерина!!! Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, спасибо Вам, что заглядываете, и рада, что интересно! :)

      Удалить
  9. Здравствуйте, Екатерина Андреевна! Было интересно и... очень настроило на лад пообщаться с маленькими племянниками)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна. :) Неожиданно, но очень приятно увидеть Вас у себя. :) Каюсь, заглядываю к Вам, но получается всё больше молчком, увы... Готовя документацию к аттестации, совсем что - то сконцентрировалась узко на своих интересах...
      Рада, что у Вас такой настрой! :))

      Удалить
  10. Екатерина, я так тебе благодарна! Знаешь, как это бывает в работе? Понимаешь, что с этим ребенком нужно использовать другой подход, стараешься, выдумываешь что-то, понимаешь, что нужна определенная система... Найти не можешь. Мысли в голове разрозненно крутятся и не могут оформиться в общую концепцию. И тут... (как бы случайно) находится то, что искал. Отправляюсь заказывать "Цветовой игротренинг". Спасибо еще раз!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, очень хорошо понимаю. :))) Да, в нашей деятельности необходимо быть изобретательным, и просто здорово, что появляются вот такие замечательные творческие люди, которые делятся своими мыслями, задумками, опытом, наработками. Тренинг обязательно бери на заметку - хорошее подспорье в работе. :)

      Удалить
  11. Катя, спасибо, как приятно было Море ощущений увидеть у тебя :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, это тебе и твоей команде спасибо. :) Это я ещё поленилась искать твой подход к изучению цветов на основе картин художников - оставила на следующий виток обзора по этой теме. :)

      Удалить
  12. Цветовое понимание действительно не заканчивается на знании основных цветов. Вы подняли отличную тему, а самое главное дали заинтересованным родителям понять, как многогранно дети могут познавать цвета вместе с миров вокруг себя и познанием самих себя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория, поворот темы в это русло произошёл как - то сам собой. На самом деле, хотела описать просто различные вариации систем, а, даже углубившись совсем на чуть - чуть, поняла, сколько разносторонних подходов и в один пост их не вместишь. :) Я работаю психологом в детском саду, так, нередко возникают ситуации, когда необходимо подключить педагогическую смекалку, чтобы помочь ребёнку усвоить знание цветов. А такие системные подходы здорово влияют на устойчивость детского интереса, да ещё и параллельно сколько всего ребёнок может узнать - это ценно. :)

      Удалить
  13. Как интересно! Спасибо, Катя за обзор. Сколько творческих педагогов, столько и подходов! Всё очень интересно, всё имеет место в наших занятиях. Обязательно окунусь в эти методики.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, ты абсолютно права: у нас это постоянное совмещение методов и в то же время ориентация на каждого конкретного ребёнка. Венгер, конечно, по - своему прав: кидаться с головой в изучение только одного какого - то цвета не стоит. :) Видимо, именно из - за таких перегибов у меня не раз встречались малыши в детском саду, которые всё называли в речевом плане одним цветом. Но тут очень хочется добавить, что всегда должно присутствовать понимание "золотой середины". Ведь поставить акцент не всегда означает именно перегиб. ;) Это если сравнивать процесс изучения одного цвета целую неделю и цветную недельку, когда только один день посвящается определённому цвету. Рада, что ты для себя нашла интересное. Очень ценю то, что заглядываешь и делишься мнением. :)

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!